Шутки на разрыв и без разрыва


Шутки на разрыв и без разрыва

12.10.2018                                  Литературная критика


По количеству номинантов на Национальную литературную премию знаю: писать юмористические произведения сложнее, чем прозу, стихи или детское, хоть юмор и пользуется повышенным спросом. Именно повышенные ставки перетягивают мастеров шутки в различные шоу и комедийные сериалы, белорусы пользуются успехом за рубежом. На обычную литературу, бумажно-традиционную, остаётся мало писательских сил.

Честно скажу, сам пробовал. Результат – соответствующий.

Поэтому ценю «последних могикан», не продавшихся телевизионщикам. Не исчерпывающий, но репрезентативный список могиканского племени приводится на обложке книг юмористической серии издательства «Четыре четверти»:

Недавно в «ЛiМ» появилась рецензия на две книги из этой серии, одна из них, «Матрёшки с молотками» Василя Найдина на белорусском языке, нашлась в закромах Союза писателей, и я не без интереса прочёл, заодно сравнил впечатления – свои и автора ЛiМовской публикации.

Автор рецензии, Дарья Смирнова, в частности, утверждает:

«Матрошкі з малаткамі» прапануюць нам тое, чаго ў жыцці і так хапае, — размовы. У асноўным, гэтыя апавяданні змяшчаюць дыялогі калег, сяброў, сваякоў, аўтара з рэдактарам, часам, праўда, унутраны маналог героя або змест ліста. Тэмы гэтых размоў максімальна набліжаюць аўтара да чытача, бо знаёмыя кожнаму: адносіны з жанчынамі, сваякамі, калегамі, праблемы на працы. І нельга сказаць, што сітуацыі, якія абмяркоўваюцца, асаблівыя ці новыя. Напрыклад, мужчына спазніўся на працу і піша вельмі літаратурную тлумачальную. Або мужчына хацеў падгледзець за жанчынамі ў лазні і яму нечым тыркнулі ў вока.

А в последней строчке звучит приговор, что в обеих книгах дефицит юмора. Т.е., выходит, они не отвечают главному требованию жанра.

Не буду доказывать, что книга Найдина – лучшее произведение отечественной юмористики, первый рассказ «Матрошкі з малаткамі» мне представляется затянутым. На мой вкус, Найдин слишком уж углубился в живописно-атмосферные подробности будней частного предприятия. Возможно, первым стоило бы поставить динамичный рассказ «Пазнаёмiлiся», сцена с попыткой уличного пикапа и неожиданным бегством пикапера воспринимается, на мой взгляд, гораздо живее.

А вот насчёт присутствия юмора поспорю.

В огромной степени мы все – жертвы телевизора. Я, например, часто скачиваю из Сети юмористические передачи, преимущественно украинские и российские. Смотрю западные сериалы, если они без имбецильного закадрового смеха, вот только что осилил второй сезон «Голдбергов», рекомендую. Хорошо заметна разница в юморе для шоу и сериалов, с одной стороны, и для литературы, с другой.

На ТВ есть понятие плотности шуток – сколько раз комик заставит улыбнуться телезрителя из целевой аудитории в единицу времени. Украинцы снимают, кажется, уже 15-й сезон проекта «Рассмеши комика», где выступающий стендапер обязан вызвать смех, желательно – шуткой «на разрыв». Это требование не произвольное, так как если телезритель не улыбается, он переключит канал и пропадёт в качестве потребителя рекламы, забивающей эфирное время между комическими представлениями.

Жизнь юмористической телепередачи выражается в нескольких показах по ТВ и скачиваниях её с интернета, то есть от недели до 2-3 месяцев.

Писатель пишет литературное произведение. Оно в принципе не должно опираться на самое злободневное, потому что с момента сдачи рукописи и до раскрытия читателем проходят многие месяцы и годы. Оно не может и не должно отвечать задаче рассмешить как первоочередной.

Откройте «Швейка», «Золотого телёнка», «Чонкина». Там нет шуток, способных рассмешить современного читателя так, как лучшие приколы украинской «Лиги смеха».

И дело даже не в том, что книжный юмор меняется. На экранах меняется тоже, если в американских поделках 1980-х годов довольно-таки часто вершиной смешного было выражение «засунь себе это в задницу», то теперь заокеанские зрители требуют чего-то менее примитивного. Писатель-книжник, в отличие от писателя-сценариста, пишет не на злобу дня. Поэтому при желании просто поржать лучше не книгу брать, а включить российский канал ТНТ.

Книга Найдзіна «Матрошкі з малаткамі» - весёлая, добрая. Её ценность не в вызываемом гомерическом роготе (не над чем в ней так смеяться), а в иронически-сатирическом взгляде на окружающие обыденные вещи. В этом плане она удалась и состоялась.

Удручает другое. «ЛiМ», ведущий литературный еженедельник, наряду с неплохими, размещает порой вроде бы критические статьи, содержащие краткий пересказ содержания произведений и личное слабо обоснованное мнение автора из серии понравилось/не понравилось. Чаще – не понравилось, но дело даже не в отрицательной оценке, разбор недостатков стократ ценнее слащавых похвал. Среди авторов «ЛiМа» попадаются не достигающие уровня литературной критики, напечатанное напоминает сбор откликов в социальных сетях: лайк или дислайк. Даже любительские отзывы на форумах бывают информативнее. Задаюсь вопросом: существует ли в самом «ЛiМе» внутренний ОТК качества публикаций? И так как Союз писателей Беларуси – один из учредителей «ЛiМа», быть может, пора оказать помощь?

Анатолий МАТВИЕНКО