С.Э.Сомов о сборнике поэзии Алеся Казеко «Перекрестки судеб»


С.Э.Сомов о сборнике поэзии Алеся Казеко «Перекрестки судеб»

17.02.2019                                  Литературная критика


Книга поэзии члена Союза писателей Беларуси Александра Николаевича Казеко «Перекрестки судеб» вышла в свет в 2014 году. Поскольку сборник включает в себя не только новые произведения автора, но и лучшие стихотворения из подготовленных к изданию сборников − «Скрыжаваннi лёсаў» и «Древний тракт» − он представляет собой своеобразную антологию поэзии Казеко разных лет. Перед читателем предстает фигура уже опытного мастера поэтического слова, художественно осмысливающего не только бесконечно многообразные грани сиюминутного, но прежде всего − серьезные вопросы человеческого бытия и исторических судеб Отечества.

Центральное место в книге занимает лира-эпическая поэма «Марыйка», посвященная теме Великой Отечественной войны. В поэтических строках этого произведения тяжелые события гибели наших людей от рук фашистских оккупантов и предателей-полицаев приобретают особенно глубокий трагизм, поскольку передаются через переживания лирической героини поэмы − простой крестьянской девушки  Марии. Углубленный психологизм произведения сочетается с высокой художественностью, мелодичностью стиха, а также с философичностью и размышлениями автора о высшей силе любви, божественной по своей сути, дающей человеку способность преодолеть зло и научиться жить, даже находясь на краю полного одиночества и отчаяния.

За последнее десятилетие в белорусской и русской поэзии фактически не создавались крупные поэтические произведения о войне. Вне всякого сомнения, поэма А.Н. Казеко является значимым вкладом в художественную разработку столь значимой в истории отечественной литературы темы.

Понятия «отечественный» и «Отечество» для Казеко имеют особый смысл. В его творчестве тема Родины занимает одно из главных мест. При этом понимание автором Отечества не носит узко национального характера. Не случайно в сборнике представлены произведения как на белорусском, так и на русском языке. Автор глубоко и тонко осознает свою причастность к судьбам большой и малой Родины, к сложной истории Великого Отечества, ощущает себя прежде всего славянином, руссом. Поэтому с искренним, пронизанным традиционным для нашей литературы лирическим чувством, он пишет о неразрывной дружбе и историческом единстве между Беларусью и Россией: одинаково дороги сердцу поэта и белорусская деревня («Белорусская наша сторонка ...», «Маё сяло»), и далекий Приморский край («Край Приморский - суровый, задумчивый край...»).

С тематической точки зрения сборник многообразен и включает в себя стихотворения, посвященные не только теме Родины, но и теме любви («Вчера ко мне вернулась юность...», «Прости  меня, любовь,  прости . . .», «Ода Любви»  и др.), природы  («В нежаркий  полдень  накануне  лета . . .», «Тишью, тайнами и снами ...», «Лясною сцяжынкай», «Разгулялась метель, разневестилась» и др.), философским вопросам бытия («На каждодневном жизни вече . ..», «Дай мне силы пронести свой крест...», «Я не приемлю лукавых деяний . . .», «За тленом временных сует...» и др.).

Пейзажная лирика А. Казеко великолепна с художественной точки зрения. Пронизанные тонким лиризмом стихотворения открывают одухотворенный внутренний мир лирического героя, прозревающего за картинами природы наличие высшей красоты, к которой сознательно или инстинктивно стремится каждый человек в поисках счастья как внутренней умиротворенности, гармонии с самим собой и с Богом. За поисками смысла жизни и любви у Казеко почти всегда стоит великая печаль, переживание значительных утрат на жизненном пути, мучительная борьба с человеческими страстями. Автор особенно остро ощущает как собственное несовершенство, так и пороки нашего времени, удаляющего человека от Истины, от Веры, а значит и от светлого высокого счастья.

В целом, следует заключить, что поэтический сборник Александра Николаевича Казеко «Перекрестки судеб» является значительным событием в современной славянской поэзии, способствует развитию белорусского и русского литературного языка посредствам яркой образности, выраженной оригинальной метафоричности и духовно-философской направленности высокохудожественных  наблюдений автора. 

С.Э.СОМОВ, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета славянской филологии Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова