О книге Б.Д.Долготовича «Лётчики-белорусы – асы Первой мировой и Великой Отечественной войн»


О книге Б.Д.Долготовича «Лётчики-белорусы – асы Первой мировой и Великой Отечественной войн»

22.01.2020                                  Литературная критика


Эта совсем небольшая книжка, скорее даже – брошюра, продолжает патриотическую серию «История для школьников», выпускаемую с 2012 года. Борис Долготович в сжатом виде и в максимально доступной форме рассказал о некоторых наиболее значительных авиаторах, уроженцах Беларуси, прославившихся в Российской империи и в СССР.

Несомненным плюсом книги является подача материала и оформление, они отвечают аудитории среднего школьного возраста 12+. Отмечу превосходное полиграфическое качество, умелый подбор фотографий. Единственно, несколько «притянуто за уши» сочетание на обложке истребителя И-16, массового до 1942 г., с хроникальными фотографиями САУ, выпускавшимися с 1943 г., но это мелочь.

Автор хорошо потрудился с отбором героев-авиаторов, большинство из представленных действительно представляет цвет отечественной воздушной элиты.

Не замечено ошибок технического плана, столь характерных для книг авиационной тематики. Нет перенасыщения техническими деталями, вряд ли интересными средней и старшей школьной аудитории, не считая любителей компьютерной игры World of Warplanes.

Избыточными, вероятно, выглядят сухие биографические данные некоторых лётчиков, всё же это – популярное, а не энциклопедическое издание и не Вики. Один яркий эпизод важнее, чем «где родился, где крестился», школьники умеют гуглить и, проснись у них интерес, сами выяснят подробности. К сожалению, и другие недостатки текстовой части бросаются в глаза. Она выполнена в советской манере, с сохранением ряда пропагандистских клише, типичных для того времени.

Как и в любой советской книге про историю авиации, указано, что «в 1881 г. А.Ф.Можайский получил патент на первый в мире аэроплан под названием «воздухоплавательный снаряд» (с.3), хотя контр-адмирал Можайский никакого отношения к Беларуси и белорусам не имел. На самом деле, первый патент такого плана выдан в Англии в 1842 году. Первый нелетающий самолёт с паровым двигателем построен во Франции в 1874 году, первый оторвавшийся от земли без использования внешней тяги или трамплина – в 1890 году, тоже во Франции. Никакого патента Можайский не оформлял, он получил «Привилегию», то есть более низкую форму защиты авторских прав, нежели патент. В СССР принималось за правило преувеличивать значение весьма неудачного, даже по меркам своего времени, проекта Можайского, но нашим школьникам это зачем?

Ещё одним отпечатком советской эпохи выглядит фокусировка внимания на Великой Отечественной войне, игнорируя другие театры военных действий. Разве нам это критически важно? Наряду с Павлом Головачёвым и Алексеем Антоненко одним из самых результативных асов начала войны был белорус, уроженец Минска Станислав Петрашкевич. Только за лето 1941 года у него 5 подтверждённых побед, но упоминания не удостоился, так как служил в польской части RAF – Королевских ВВС Великобритании. Что, Петрашкевич – герой второго сорта?! Как и другие уроженцы Беларуси, летавшие в славных польских сквадронах RAF?

К советским «родимым пятнам» относится число боевых побед отечественных асов, почерпнутое из победных реляций и существенно завышенное. В частности, Долготович в оригинальном виде воспроизвёл легенду о последнем бое Александра Горовца, где тот, по донесению политуправления (но не по сводкам авиадивизии) сбил 9 немецких самолётов в одном бою. По современным данным эта цифра никак не стыкуется ни с отчётами советского авиационного командования, ни с вражескими данными о количестве самолётов, не вернувшихся на базы, и о причинах их гибели. Я бы не стал умалять память Горовца – лётчик воевал мужественно и погиб, достоин всяческого уважения. Но вряд ли стоило под копирку повторять текст мифа.

А вот что изменилось после распада СССР и изменилось к худшему – исчез интернационализм. Вызывает глубочайшее недоумение отбор Долготовичем героев-лётчиков исключительно по этнической принадлежности. Часть, посвящённая участникам Первой мировой, начинается с рассказов о Глебе Алехновиче и Евграфе Крутене, первый родился в Смоленске, второй – в Киеве. Но тщательно убраны все отечественные герои небелорусского происхождения, в том числе легенда авиации Балтфлота – Алексей Антоненко из-под Витебска, Герой Советского Союза (посмертно), о котором я уже говорил. Не найдёте упоминаний самолётов противника Михаиле Лусто из-под Гомеля, также Герое Советского Союза, за ним числится 18 лично сбитых вражеских машин. Или Николае Столярове из Кричева, Герое Советского Союза. А также Николае Часныке из Орши, Герое Советского Союза. Из-за того, что наши земляки родились в русских семьях Беларуси, школьникам знать о них не нужно?

Кстати, маму Евграфа Крутеня звали Каролиной Карловной. Так что знаменитый белорусский ас – вряд ли 100%-ный белорус по происхождению. Но если придерживаться исключительно расово-этнических критериев при отборе релевантных к белорусской истории героев, куда мы докатимся?

Можно, конечно, оправдываться ограниченным объёмом издания. Но на 5 стр. автор сам определяет, что ас – это лётчик, сбивший пять и более вражеских самолётов. Правильно. Тогда зачем было отводить место белорусским лётчикам-полярникам, авиаконструкторам? Алехновичу, летавшему на «Илье-Муромце» командиром корабля и, естественно, никого не сбившему? Тем более писать об Отто Шмидте. Начальник полярной экспедиции – выходец из могилёвской германо-латышской семьи и ни в коем отношении не авиатор, он видимо, является единственным уроженцем Беларуси небелорусского происхождения, удостоенным внимания Долготовича. Возможно, автор периодически забывал об избранной и вынесенной в заголовок теме – «лётчики-белорусы – асы».

А уж коль вспомнили о полярниках и Илье Мазуруке, то почему бы не сказать о его главном, беспримерном подвиге на Алсибе? Тот подвиг на итог воздушных сражений, наверно, повлиял куда больше, чем все боевые достижения белорусских асов в совокупности… Да, звезду Героя Советского Союза Мазурук получил до войны, за Алсиб его не наградили даже медалькой, но это ли главное для наших школьников, для патриотического воспитания? Тысячи наград в военное время даны без достаточных на то оснований, сотни тысяч героев остались безвестными. Но если произведение пишется сейчас, когда информации в доступе неизмеримо больше, чем в СССР, почему бы ей не воспользоваться?

В общем, недостатков много. Тем не менее, желательно, чтобы серия продолжалась, а авторы и издатель тщательнее относились к тексту, сопровождающему иллюстрации.

Анатолий МАТВИЕНКО