СЛУЖИТЬ ДОБРУ


СЛУЖИТЬ ДОБРУ

Поэтический сборник «Квадратные стихи»/ Татьяна Шульга. – Брест: КУИП «Редакция Брестской областной газеты «Заря», 2020. – 60 с. 

Скрывать не стану: за творчеством поэтессы Татьяны Шульги слежу давно. Объединяет не только пресловутый дух землячества, но главным образом - общая любовь к поэтическому слову.

Стихи Татьяны располагают в первую очередь своей, если можно так выразиться, интеллигентностью, четко обозначенной идейно-нравственной позицией автора. Иначе говоря – честностью. Это значит, когда стихотворный слог выверен в лучших традициях русской поэзии, а позиционируемое в стихах добро называется добром, неправда и зло – неправдой и злом.

«Служить добру и каплею, и полной чашей», - прочел на одной из страниц недавно вышедшего в печать поэтического сборника Татьяны Шульги «Квадратные стихи».

И далее:

Как жить в миру – в ладу с собой,

Когда душою, как стопой

Ты ощущаешь каждый камень?

-Прощать. И сердцем. И стихами. 

Поэтическое кредо по-настоящему интеллигентного поэта? Скорее всего – да. Вспомним у Пушкина: «И в мой жестокий век восславил я свободу // И милость к падшим призывал.

Стремление к высокому, «души прекрасные порывы» поэтесса выражает по-своему образно и возвышенно-лирично:

Чтобы утром – жить, жить, жить...

Чтобы в полдень – плыть, плыть, плыть....

Чтобы к ночи – в сон, сон, сон...

Чтобы утром – звон, звон, звон... 

Мир настоящего поэта всегда огромен. Стихи Татьяны, вошедшие в новый сборник, упорядочены в разделы, каждый из которых сопровожден заголовком-эпиграфом. Всего их пять. «Служить добру и каплею, и полной чашей», «Зачем тебе певчая птица», «И все наносное с души отметала», «Зависит поэзия только от сердца», «И сыпались с ветвей стихотворенья». Здесь - размышления о роли и месте поэта на земле, о прекрасном чувстве по названию «Любовь», о божественной сути бытия, о счастье творчества, о единстве человека и природы. По крайней мере, таким образом я это все воспринял. Надеюсь – не ошибся.

Каждый из разделов этого заветного собрания авторских мыслей и чувств содержит удивительные находки, представляющие собой чувствительные поэтические образы. Привожу примеры навскидку:

Я не приемлю горестных стихов!

Оставьте эти бренные одежды!

Поэт, конечно же, - из образов и слов.

Но прежде – из любви и из надежды.

***

Мы с тобой рифмуемся, поздняя осень.

Только золото в прядках твоих, а не проседь.

Так же звонки твои небеса синевою,

Как моя стихотворная радость с тобою.

***

Туман рассеялся. Как если б языком

Молочную слизало пенку утро...

А небо васильковое – венком! –

На царство увенчало день как будто.

***

Я стану, как кленовый лист осенний,

Как парашутик одуванчика весенний.

И... ветер унесет меня в края,

Где у печи хлопочет бабушка моя.

***

У Холмских ворот занимается утро.

Так было. В июне. Не с нами. Как будто.

Но, как по наследству, досталась нам память.

Мы – помним. Хотя это было не с нами. 

Хочется читать и перечитывать, перебирать и перелистывать. Как, к примеру, осенние листья или лепестки ромашки. Или странички молитвенника-требника. Такие вот возникают ассоциации. Потому, что – терпко. Мудро. Проникновенно.

Почему так происходит? Ответ довольно прост. Идет каждодневная напряженная работа творческой мысли и души автора - с моментами прозрения истины, всплесками душевного познания окружающего мира, чувственными откровениями. А выражаются эти приобретения в выверенных словесных образах, тяготеющих, если хотите, к афористичности. Примерно на таких же принципах стихосложения строятся знаменитые японские хокку, танка и сэнека. У Татьяны Шульги рождение стихотворного образа происходит по-своему, только в присущей ей манере. Стихи ее – земные. Из родной земли произрастающие – и воспаряющие над этой землею... Где обыденное, частное превращается в обобщенное, общечеловеческое. А поэтому все это чудно, трогательно и запоминающее.

Автор озаглавила свой новый сборник «Квадратные стихи», объяснив это решение тем, что, дескать, когда-то студенты поэтического клуба «Лира», которым она в свое время руководила, так их назвали... Мол, внешне похожи на квадраты. (А почему не прямоугольники? – АВ). Конечно, как говорится, хозяин барин. Но для меня лично предпочтительней был бы другой вариант. К примеру, можно было бы назвать этот сборник, скажем, «Лоскутное шитье мое». Учитывая тот факт, что автор увлекается таким видом народного творчества как лоскутное шитье, а ее поэтические «образки» и есть, по сути, - «лоскутки души»... Тем паче, что одна из рукодельных работ Татьяны в стиле лоскутного шитья представлена на обложке данного сборника.

Уместно также подчеркнуть, что поэтические четверостишья, вошедшие в книгу, не создавались автором специально, преднамеренно. И не писались целенаправленно, наподобие афоризмам великих и знатных... Просто – накопились. И ждали своего «звездного» часа. Свидетельство тому, как скрупулезно и ответственно относится поэтесса к плодам трудов своих. Ведь в иных поэтических сборниках других авторов десятки страниц приходиться перелистывать читателю или критику в поисках того самого заветного поэтического самородка, образа-всплеска. Пустая порода, бывает, идет и идет...

...Когда-то в юности, как и многие-многие люди моего времени, я буквально зачитывался произведениями замечательного советского писателя Владимира Солоухина. Особенный фурор в литературе тех лет произвели его знаменитые «Камешки на ладони» -  удивительные по своей душевности и лиризму, философские миниатюры в прозе. После погружения в поэзию Татьяны Шульги, представленную в ее новом сборнике, сшитом из «мыслей и грёз», резонансно перекликнувшимся с солоуховскими «Камешками», я окончательно утвердился в мысли: традиции великой русской литературы, равно как и поэзии, в моем Отечестве – Беларуси успешно и ярко продолжаются.

Подтверждением тому –  книга у меня на ладонях... 

Александр ВОЛКОВИЧ, член Союза писателей Беларуси

СКАЧАТЬ