Представлено на соискание Национальной литературной премии


Представлено на соискание Национальной литературной премии

06.07.2020                                  Литературная критика


Книга Анатолия Матвиенко «Драматургия документального кино» стала событием в современной белорусской кинодраматургии. Несколько лет назад Национальную литературную премию в номинации «Драматургия» получила Наталья Голубева, известный сценарист, автор нескольких фильмов сериала «Обратный отсчёт», который шёл по ОНТ. Но Н. Голубева не издавала свои сценарии книгой. Анатолий Матвиенко рассудил иначе. Литература (а у киноленты обязательно присутствует литературная основа) – это традиционно книжная сфера. К тому же любому кинодраматургу удобно изучать опыт коллег по письменному сценарию, а не только просматривая их фильмы.

Сборник «Драматургия документального кино» содержит не только тексты самих сценариев. Каждый из них предваряется авторским вступлением, развивающим один тезис. Например, зрителя захватывает остросюжетное кино, к выбору источников информации нужно подходить критически, нельзя врать зрителю. Далее следует дикторский текст для закадрового аудиоряда, подтверждающий тезис. Вышло достаточно информативно и познавательно.

Главная мысль автора, принизывающая книгу до последних страниц, сводится к тому, что подвиг народа в Первой мировой и Второй мировой войнах никогда не потеряет актуальности в качестве темы для остросюжетного драматического кино, как и не утрачивается значение общественно-патриотического воспитания. Книга выпущена в 2019 году, к 75-летию освобождения Беларуси. Ныне, когда мы отметили 75-летие Великой Победы, она тем более приходится ко времени.

Содержание сценариев свидетельствуют о незаурядной исторической эрудиции автора. Поэтому книга вызывает интерес не только у сценаристов, режиссёров-постановщиков, продюсеров, но и у любителей исторической документальной прозы.

Сложно закрутить драматический сюжет, отталкиваясь от событий, хорошо известных каждому. Все знают, чем закончилась мировые войны, как сложились ключевые битвы. А. Матвиенко применяет один и тот же действенный приём – обращение к малоизвестному герою, обязательно реальной исторической личности. Это может быть танкист, воевавший на Курской дуге, или простой полесский крестьянин, тонувший у берегов Ирландии после крушения парохода «Лузитания», несколькими штрихами рисуется его портрет, персонаж оживает на экране, зритель волнуется за него – удастся ли тому выбраться из горящего танка или бушующих океанских волн…

У автора – около тридцати работ в области документального кино. Фильмы, выложенные в Интернете на ресурсах, где зрители имеют возможность проголосовать, понравилось или не понравилось увиденное, заслужили исключительно высокие оценки. От 92 до 96% голосуют положительно. Конечно, в этом заслуга всей съёмочной группы, особенно режиссёра, актёров постановочных сцен, немаловажны спецэффекты и другие визуальные приёмы, подбор звукового сопровождения, но сценарий – в основе всего. По плохому сценарию хороший фильм не сделать.

Остаётся лишь сожалеть, что работы Анатолия Матвиенко не послужили материалом для съёмок полнометражной ленты на «Беларусфильме». Надеюсь, всё ещё впереди.

В прошлом году Национальная литературная премия в области драматургии не присваивалась. По мнению жюри, не было прислано достойных работ. В текущем году ситуация иная – сборник сценариев Анатолия Матвиенко, по моему мнению и мнению моих коллег, вполне заслуживает внимания.

Георгий МАРЧУК, лауреат Государственной премии, лауреат Национальной литературной премии