04.10.2021 Творчество
Ветер злой навстречу пышет,
Жизнь, как веточку, колышет…
Александр Твардовский
Поистине неисчерпаема в литературе тема Великой Отечественной войны. Почему мы называем её Отечественной, ту страшную войну, сравнимую в нашей истории разве что с Куликовской битвой? Ответов много, главный же – страна оказалась способной массово порождать героев, потому что обладала особой духовной силой, воспитывала поколения на бесценном опыте героических предков, перенесших великие испытания и страдания. К такой мысли подводит книга Натальи Советной «Затаённое слово». Повести и рассказы написаны по воспоминаниям очевидцев и участников Великой Отечественной. «Теперь, когда свидетелей войны осталось совсем мало, каждое воспоминание, каждое слово, будто драгоценность», — утверждает писательница, потому так важно успеть запечатлеть их на страницах книг.
Задумка автора увенчалась успехом. Досужим исследователям время ещё откроет множество параллелей военного времени с современностью, требующих серьёзного осмысления. Автор книги «Затаённое слово» сделала это. Зажгла на подоконнике свечу, к свету которой потянутся люди.
Когда-то было принято в метельные зимние ночи ставить свечи для заблудившихся. В декабре сорок первого зажжённый фонарь в окне нашей хаты помог выжить советской парашютистке – партизанской радистке-разведчице. Её, обмороженную, обессилевшую, подобрали крестьяне на льду озера, недалеко от дома. Растёрли гусиным жиром, спрятали на печи за шторкой. Так свет на подоконнике сохранил жизнь будущей сотруднице советского МИДа.
В доме героини одноименного с книгой рассказа «Затаённое слово» тоже горит нерукотворный свет: над стареньким сервантом «две чёрно-белые фотографии: молодые мужчины в военной форме.
– Мужнин брат, Николай Максимович Дорофеев, – перехватила мой взгляд Зинаида Савельевна. – Младший сержант, старший механик-водитель десятой армии шестого механического корпуса седьмой танковой дивизии. Всего двадцать два было в начале войны. Погиб в сорок первом, – отрапортовала по-военному и кивнула в сторону второго снимка: – Брат мой, Емельян Романов. Капитан. Триста пятьдесят третья Новороссийская дивизия, разведрота.
Он старше сестры на одиннадцать лет, а по документам – на все тринадцать. Красавец! Высокий лоб, открытый взгляд. Успел повоевать за родину, а потом служил на Украине, в Николаеве. Там и похоронили в восемьдесят девятом».
А ведь, действительно, лица фронтовиков, партизан, женщин и детей военного времени мужественны и красивы. Чем дольше вглядываешься в них, тем они роднее и ближе. Открытые, слегка загадочные, излучающие одухотворённый свет, несмотря на опасности, невзгоды, лишения…
Откуда же этот свет? Гены предков? Нравственность? Творческая одухотворённость (как много талантов сгубила война!)? Молодость? Но тогда почему так блеклы лица многих современников? Куда подевалась присущая юности притягательность? И как смогла предвоенная советская страна наполнить души людей непобедимым духом: «Отдайте жизнь, но Родины и чести не отдавайте никому!».
В который раз вглядываюсь в лица на портретах фронтовиков «Бессмертного полка», лица тех, кто обладал духовным достоинством, внутренней силой, энергией подвига. Это свет святости. Чем человек возвышеннее, богаче духовно, тем успешнее он переносит любые исторические потрясения. Герои книги «Затаённое слово»: женщины, дети, старики, – обладали именно такой – мощной и яркой – энергией мужества, любви к родной земле и людям, жертвенности.
Необъятной кажется тема человеческих взаимоотношений военной эпохи. Да, был страх, ужас, холод и голод, но побеждала духовно-нравственная сила, заложенная в то особое поколение семьёй и школой. Воистину, это был исторический феномен, ведь все народы огромной страны от Сахалина до Балтики поднялись на защиту Отечества. Не менее велик и подвиг тех, кто выживал в оккупации, спасая детей, помогая подпольщикам и партизанам, приходя на помощь раненым и голодным. Ярким примером этому события в одной из повестей Натальи Советной «Под колёсами войны». Изгнанная немцами из жилых помещений в подвал многодетная семья Сиваковых, подвергая смертельной опасности собственных детей, спасла раненого красноармейца и еврейского мальчика, дала приют беженцам из блокадного Ленинграда. И это было! Ведь прототипы героев книги – реальные люди, многих из которых писательница знает с детства или по рассказам очевидцев.
Ей, городской жительнице, удивительно зримо, точно удаются не только образы персонажей, но и картины их крестьянского быта, который она описывает так, что впору позавидовать мастерству. Писательница знает, как вьются верёвки для лаптей, как выдавливается льняное масло, запрягается конь, как струится из коровьего вымя молоко... «Когда струи молока звонко ударились в донце, на душе стало спокойно, будто все страхи и в самом деле привиделись. Бурёнка умиротворённо жевала сено, выпуская клубы пара из влажных ноздрей и благодарно кося огромным глазом на хозяйку. Оживились, проснувшись, куры, слетели с насеста – взъерошили перья, встряхиваются, гребут землю у кормушки в надежде отыскать затерявшееся зернышко…».
А сколько же судеб, военных судеб, затерялось во времени или вовсе исчезли вместе со своими носителями! Но те, что попали на страницы произведений Натальи Советной останутся жить, пока люди не разучились читать, думать, сопереживать, совершенствоваться духовно. Каждая повесть, глава, рассказ «Затаённого слова», словно взывают к безмолвной молитве, в них скрыта неуловимая тайна, национальный код, ведь память – бесценное сокровище народа.
По-своему сказал об этом Василий Шукшин: «Одному человеку нельзя понять смысл и цели своего существования. Когда же он приникает к народу, родившему его, и через него к природе и миру, к прошлому времени и будущей надежде, тогда для души его открывается тот сокровенный источник, из которого должен питаться человек, чтобы иметь неистощимую силу для своего деяния и крепость веры в необходимость своей жизни». Приникнув к своему народу (а автор «Затаённого слова» пишет о земляках-белорусах), Наталья Советная сумела почувствовать и передать тот особый дух, который помог не только выживать, но и верить, и приближать день, мечта о котором согревала и звучала в душе затаённым словом: «Победа!».
Вспоминаются и строки Александра Трифоновича Твардовского из известного «Я убит подо Ржевом»: «Мы за Родину пали, Но она – спасена». – И дальше завет живым:
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой.
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, – счастье своё, –
В память воина-брата,
Что погиб за неё.
Переворачиваешь последнюю страницу книги «Затаённое слово» с радостной уверенностью, что никакая сила не сокрушит сплав героического и духовного в нашем народе. Если человек знает и чтит своих героев, в нём обязательно пробудится лучшее, он научится различать добро и зло, истину и ложь. Да, мы можем гордиться своими предками!
И вдруг закрадывается в душу тревога: будут ли гордиться нами наши дети, что мы оставим им? Сегодня это вопрос жизненной философии, задуматься над ним заставляет книга Натальи Советной. Книга, словно свеча в метельную ночь, проливающая свет на исчезающую во тьме дорогу.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале Союз писателей Беларуси