04.09.2020 Публицистика
Сейчас высказывается огромное количество важных – и, без преувеличения, дельных мыслей о воспитательной функции литературы, о формировании через литературу мировоззрения молодого поколения, о нравственных и патриотических началах, которые должна нести литература в жизнь человека. Однако при этом гораздо меньше слов говорится в защиту качества литературного произведения, его стиля, наконец – его возможностей заинтересовать собой читателя. Таким образом, как мне кажется, создаётся опасный прецедент, когда вся ценность литературы в понимании критиков, чиновников, исследователей и, в итоге, даже авторов, сводится к постулированию неких идей. И наличие этих идей в произведении автоматически ставит его внезапно на некую высоту. А ведь постулат «произведение патриотическое (нравственное, идеологически правильное, православное и т. д.) = произведение качественное» крайне опасен, потому что при его доминировании не учитываются другие стороны произведения: увлекательность сюжета, психологизм и прописанность пути персонажей, эмоциональность, красота стиля. говоря, в угоду идеологической стороне текста пренебрегается эстетической стороной текста. И процесс написания и продвижения литературы от этого становится непоправимо односторонним: читатель как участник литературного процесса попросту не учитывается.
Такая точка зрения на литературу, как мне кажется, приводит к крайне опасным явлениям. Во-первых, излишний уклон в любую идеологию губителен для самого автора. В результате читателю предлагаются произведения с верными мыслями, отличным нравственным посылом, дышащие патриотизмом, однако трудные для прочтения, часто написанные скудным языком и не способные заинтересовать – особенно людей молодого поколения. Во-вторых, такой подход к литературе создаёт широкое поле для манипуляций, когда редакторам и издателям буквально навязываются (крайне часто – неопытными авторами) произведения с посылом: «Я это написал, это патриотично и потому должно быть издано». В-третьих, любая критика подобных текстов натыкается на обвинения исследователя в непатриотичности, не приверженности традициям, разрушении нравственности и т. д.
А ведь у произведения, написанного неинтересно, пресно и шаблонно, у текста, который не говорит с читателем на его языке, попросту нет шансов донести до читателя идеи, которые в тексте заложены. Он будет далёк от читателя, не вызовет эмоционального отклика и, что самое худшее, – может вызвать в конечном счёте отторжение, которое с текста перейдет и на идеи, постулируемые в нём.
Таким образом, как мне кажется, задачей литературы в наше время является не только отстаивание идей патриотизма, семейных ценностей, нравственности, но и поиск методов и приёмов, которые бы сделали подобные идеи близкими и понятными современному читателю, заставили бы его поверить автору, сделали бы так, чтобы произведение увлекло читателя и донесло до него идейную составляющую в непринужденной и эстетичной форме.
Отличными образцами таких текстов мне кажутся «Несвятые святые» Т. Шевкунова, «Исторические миниатюры» В. Пикуля, «Богатырские фамилии» С. Алексеева.
Елена КИСЕЛЬ, кандидат филологических наук, член Могилевского отделения Союза писателей Беларуси
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале Союз писателей Беларуси