29.11.2024 Новости
Хочу коснуться болезненного вопроса о бумажном и электронном формате книг, потому что за шесть с лишним лет работы в аппарате Союза писателей Беларуси я был свидетелем множества слушаний, на которых метались громы и молнии в адрес сетературы, большие начальники уверенно обещали: электронные книги никогда не вытеснят «настоящие» бумажные. Меня убеждали: как бы ни злобствовала электроника, «настоящие» книги всегда будут в фаворе.
Затем грянула пандемия COVID-19, продажи бумажных книг на существенной части планеты приподнялись, но не из магазинов, а через службы доставки. Зато и электронные стали продаваться намного лучше! По окончании острой фазы заболеваемости битва за рынок и за читательские предпочтения пришла к финишу, электроника победила сокрушительным и окончательным нокаутом, что грустно.
Если посмотреть официальные данные оборота книг в издательствах мира, я нашёл данные за 2023 год для США и России, выручка от продажи бумаги примерно раз в шесть выше. Но цена на бумажную книгу во много раз больше электронной, потому что конечный потребитель оплачивает полиграфические услуги, а также компенсирует существенные расходы по реализации. Покупатель электронной книги даёт деньги только за собственно текст и в счёт прибыли издательства, поэтому количество экземпляров проданных электронных книг уже явно выше, чем бумажных. Это только данные издательств.
Теперь о чём молчит статистика. Колоссальное количество книг реализуется через интернет-площадки. Для западных авторов это https://www.amazon.com/, о российских я уже упоминал. Практически все известные мне авторы, активно публикующиеся и на бумаге, и в электронке, подмечают: через интернет-площадки сбывается многократно больше, чем через издательства. У меня ежегодно выходят бумажные книги. Например, в Беларуси в 2024 году – две, в России в этом же году – одна, суммарный тираж исчисляется единицами тысяч… Две уже в плане на 2025 год в России, тоже единицы тысяч. И всё. Через АТ, ЛитРес и 1С продаются десятки тысяч.
Касаясь не продажи, а прочтения книг, эти два понятия не идентичны, нельзя забывать публичные библиотеки. За год только в Беларуси они выдают миллионы книг. Бумажных, оцифровка библиотечного фонда у нас только стартовала.
Миллионы… Большая цифра? Но сущая пыль по сравнению с обращениями к текстам в он-лайн библиотеках, как официально бесплатных, так и, увы, пиратских.
Таким образом, электронные книги одержали абсолютную победу в двух номинациях: количество проданных экземпляров и количество читаемых. Через некоторое время объём реализации электроники также намного превысит оборот бумаги. Смею предположить, что если суммировать продажи издательств с торгами на интернет-площадках и с личных страниц писателей, то, думаю, эти цифры близки уже сейчас.
Есть и третья номинация: выгода писателя. Естественно, чем больше продано товарных единиц, тем лучше. Но с продажи экземпляра электронной книги авторы получают в среднем доллар-полтора, самые популярные – больше двух долларов. С бумаги, как правило, автору остаётся меньше доллара США в эквиваленте. Всё же издержки перевозки, хранения и сбыта кубометров печатной продукции непомерно велики.
Подытожим, главный судья – читатель – отдал победу электронике, проголосовав как деньгами, так и вниманием к произведениям.
Разумеется, бумажная книга не умерла, она из мейнстримового формата литературы перетекает в нишевый. То есть для людей с определёнными предпочтениями.
Я ничуть этому не рад. Неоднократно слышал, что воздействие электронки на человеческое сознание гораздо ниже, чем чтение того же текста с бумаги. Обожаю посетителей публичных библиотек. Пусть в год в Беларуси их руки берут всего две-три тысячи книг с моей фамилией, но готов поклониться им в пояс: они специально тратят время и силы на поход в библиотеку, целенаправленно читают мои книги – там же либо дома под старомодным торшером. Пролистывание на экране смартфона тоже заставляет погружаться в выдуманный мной мир, но лишь мимоходом.
Знаете, в чём разница между дайвингом и снорклингом? Дайвер прилагает немало усилий для подготовки к погружению, зато может находиться на глубине долго, рассматривая красоты подводного мира без помех. Любитель снорклинга довольствуется ластами, маской и дыхательной трубкой, смотрит вглубь моря с поверхности, изредка, заметив нечто особо интересное, ныряет, погружаясь на несколько метров и очень ненадолго – пока воздуха в лёгких хватает.
Метафора понятна? Чтение бумажной книги сродни дайвингу, электронной со смартфона – скорее снорклингу. Я нырял с ластами, трубкой и маской в Андаманском, Красном, Средиземном, Аравийском море, да и не только, а потом смотрел видео, снятое дайверами, и понимал: мне открылась лишь небольшая часть подводного богатства.
Гаджет, используемый для чтения, кстати, тоже сильно влияет на восприятие. К большому сожалению, слабо прижились электронные читалки. А ведь у них экранчик побольше, чем у смартфонов, глаза не так напрягаются. У меня есть PoketBook, но я его не использую даже в поездках, смартфон всегда с собой, он универсальнее, дома под рукой ноутбук…
Обратите внимание на читающих в метрополитене. В смартфонах висит большинство сидящих и довольно много стоящих, их доля снижается, правда, в часы пик, когда гаджет просто неудобно держать перед собой. Конечно, большинство копается в соцсетях, играет в игрушки, переписывается в мессенджерах. Но и читателей книг хватает. А с бумажной книгой я как-то давно не видел.
Многие едут в наушниках. Сложно сказать, что слушает каждый отдельно взятый индивид, вероятно, попсовую музыку. Может, стримы известных блогеров. Но и аудиокниги – тоже!
Вот так нейросеть Dream представила убийство бумажной книги смартфоном, промпт A smartphone is killing a paper book, стиль Dreamland v3.
Ещё один негативный аспект в доминировании «чёрного зеркала» проявляется в потребности фрагментарного восприятия. Глава современной книги не может «весить» сорок тысяч знаков по счётчику Word, это авторский лист. Человек не успеет столько прочесть по пути от дома на работу в общественном транспорте. Ему нужны или короткие истории, таких навалом в телеграмм-каналах, или столь же короткие, сюжетно чётко очерченные главы романа.
Длинные фразы в духе Фолкнера не годятся для сетературы. Грубо говоря, предложение должно целиком умещаться в экран при комфортном для читателя размере шрифта.
Грустно? Да! Техника диктует свои условия, и не только в литературе.
Вспомните, кто постарше, как сильно изменилась музыка в 1970-е годы, когда полупроводники окончательно вытеснили лампу из бытовой аппаратуры, появились компактные мощные колонки с широкой полосой воспроизведения. Рок, поп, диско – всё требовало ярко выраженного ритма, задаваемого барабаном-бочкой под уханье бас-гитары. А инструментов осталось мало. Почему? Ламповая техника с олд-скульной акустикой способна очень верно воспроизвести и симфоническую музыку, и джаз, и оперные арии, слышна каждая отдельная скрипка в оркестре, каждый голос в хоре. Как на живом концерте. Транзисторная техника, особенно посредственного уровня, сливает многоголосье в кашу. Вот и начали сочинять да записывать мелодии для воспроизведения на транзисторной аппаратуре, куда более удобной, лёгкой и малогабаритной, легко носимой с собой, почти как современный интернет-гаджет. Зато тонкие нюансы потеряли. Лишь в двадцать первом веке возник взрывной интерес к лампе и соответствующим колонкам, но ламповый звук слышат лишь единицы, дорого, громоздко, требует соответствующего помещения… Я как фанат этого дела, собравший десятки ламповых усилителей и акустических систем, знаю о чём говорю.
Бумажная книга придаёт «тёплое ламповое звучание» тексту. Экран смартфона тут бессилен, неконкурентоспособен.
В идеальном случае хорошая книга публикуется во всех трёх форматах – бумажном, электронно-текстовом и аудиоформате, для всех категорий читателей/слушателей.
Вопрос в том, как такую книгу написать.
Ноябрь, 2024 г.
Все публикации в помощь писателю здесь: http://www.oo-spb.by/index.php?id=6238
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале Союз писателей Беларуси