Анатолий Матвиенко. Как написать и издать книгу. Выпуск 2


Анатолий Матвиенко. Как написать и издать книгу. Выпуск 2

18.11.2024                                                          Новости


Ур-ра! Я закончил свой первый роман (повесть, рассказ) и стал настоящим писателем! Так восклицают многие начинающие авторы.

Хорошо. Написал. Молодец. Сохранил в облаке или в домашнем компьютере, это примерно то же самое, что в эпоху бумаги сложил в папку и засунул глубоко в стол. А дальше?

Как и в любой другой области человеческой деятельности необходимо определиться с целью. Если цель и состоит только в завершении текста, поздравляю, цель достигнута, пришёл успех.

Но это – самообман. Писание ради написания имеет чёткий диагноз: графоманство. Зачастую довольно безобидная мания, если автор изливает душу клавиатуре и загружает плодами творчества лишь близких. 

Литература по своему основному назначению – публичное занятие, автор слышит от потенциальных поклонников: «глаголом жги сердца людей» (А.С.Пушкин). Или хотел бы услышать, но боится признаться вслух.

Здравая формулировка цели в профессиональной литературе: создать художественное произведение, востребованное у читателей и приносящее деньги автору.

Заранее отметаю возражения в духе «я пишу настоящие книги, а не коммерческое чтиво, поэтому меня не издают». Настоящая книга – принятая читателем. Это не единственное, но обязательное условие. Без читательской востребованности книга представляет собой лишь несколько сот килобайт никому не нужного текста либо энное количество килограмм зря израсходованной бумаги. Если писательство служит лишь для щекотки собственного эго, и автор не желает достигнуть чего-то большего (или в глубине души признаёт – ему это недостижимо), ему дальше можно не читать.

Ещё раз. Писатель работает для читателей, для людей. Чтобы быть успешным, надо, чтобы тебя хотели читать.

Для этого книга должна быть опубликована в Сети или на бумаге, по пьесе поставлен спектакль, а по сценарию снят фильм. Театральную и кинодраматургию пока оставим в стороне, без реализации пьеса и сценарий представляют собой полуфабрикат конечного продукта, интересующий только режиссёра. На добровольных началах современный читатель прочтёт «Грозу» Островского лишь потому, что она включена в программу средних и высших учебных заведений.

Ещё цитата:

«Писатель — тот, кого издают. С точки зрения общества, писатель, которого не издают, не отличается от старого попрошайки. Друзья будут над вами хихикать, соседи шептаться у вас за спиной». (Джеймс Фрей)

Любознательным могу порекомендовать ознакомиться с подкастом «Строки», https://stroki.mts.ru/podcast/episode/kak-privlech-vnimaniye-chitatelya-bolshoye-shkolnoye-iskazheniye-85056 Судя по аннотации, большинство выпусков скорее относится к работе копирайтера, но и литератор способен что-то почерпнуть.

К сожалению, подкаст, как это часто бывает, доступен только с мобильного гаджета. У меня лично превалирует отвращение к занятию серьёзным литературным делом через смартфон или планшет, хоть имею и то, и другое. Неудобно по сравнению с ноутом или десктопом-ПК под управлением Windows и сравнительно большим экраном. Мобильники хороши для походных условий, те же подкасты слушаю как информационно-развлекательный фон к механической деятельности или в поездках. В общем, буду благодарен за фитбэк о содержании выпусков подкаста, может, и сам послушаю, когда пойду за грибами.

Продолжим. У прозаического произведения всего два пути к читателю: а) выкладка в интернете в виде текстового файла либо аудиокниги; б) печать на бумаге и распространение бумажных экземпляров.

Наверно, стоит начинать с того, кому адресована работа, как публиковаться, распространятся, продаваться. Или нет?

В большинстве учебников или пособий по писательскому мастерству первым шагом к созданию рукописи почему-то обозначается совершенно иное: формирование исходной идеи, сюжета, плана… К примеру, он типичный, предлагается большой цикл платных и недешёвых лекций https://bandband.ru/novel, на первой из них говорят:

«Жанр романа. Отличие от рассказа/новеллы, ключевые формы современного романа. Рассмотрим, откуда писатели черпают свои идеи и какие идеи лучше подойдут для романа в определенном жанре. Проведем стресс-тест идей и узнаем как развить идею в скетч истории для романа. Как идея соотносится с темой, героем, временем, местом, общим конфликтом…»

Простите за резкость, но такое начало для работы над произведением – это чушь полная. Будущий автор должен определиться, для чего он пишет роман, где намерен его продвигать. И уж только тогда придёт время искать идею, придумывать героя, локации и т.д. Странно, что вводную лекцию со столь удивительной аннотацией читает, как обещано на сайте, минчанка Влада Ольховская, представленная как «автор детективов, психологических триллеров, фантастических и мистических романов. В российских издательствах «Эксмо» и «Руграм» вышло более 40 романов». Для меня куда более существенное доказательство веса писательницы – 169 книг на «ЛитРес». 106 книг добросовестно украдено пиратами и выброшено в Сеть бесплатно на их главном ресурсе, оттуда, видимо, тексты расползлись и дальше. Уж писатель с таким багажом обязан иметь представление о предполагаемой судьбе будущей рукописи – своей или слушателей её лекции. Не хочу заочно предполагать худшее, но чисто внешне выглядит, по моему мнению, будто она нарочно вводит ерунду в уши аудитории, чтоб не плодить конкурентов, да ещё и заплативших за столь сомнительный, с моей точки зрения, контент. Не исключаю, внутри – откровения и алмазы мысли, моя землячка по-своему строит лекцию, с пониманием литературного процесса, проверять не буду, оболочка начисто отбила желание узнать. Как говорили в СССР о книжках Солженицина: не читал, но осуждаю.

И так: написали – выложили.

Публикация на https://proza.ru/ либо на иных ресурсах со свободным доступом – абсолютно демократическая форма самовыражения. Пиши что хочешь, лишь бы не выпадать за рамки действующего законодательства (не дай Бог уличат в экстремизме, реабилитации нацизма, разжигании розни, порнографии и т.д. – в общем, Уголовный кодекс стоит чтить), а там уж размещай на самиздатовских платформах и вкушай читательское внимание. Всё очень хорошо, кроме одного – так не заработать ни копейки.

О’кей, существуют платформы, обеспечивающие продажу электронных текстовых и аудиоверсий книг. Но на ЛитРес нужно пройти премодерацию. На АТ доказать владельцам ресурса, что твое творчество продавабельно, только тогда получишь коммерческий статус. Для платной публикации на ЛитРес или АТ рукопись должна соответствовать определённым требованиям. Говорят, на https://litnet.com/ коммерческий статус вручают едва ли всем желающим, не проверял.

Совсем недавно начинающие авторы бились о двери бумажных издательств как насекомые о стекло освещённого окна, большинство – с тем же успехом, что и у ночных бабочек. Из «самотёка», т.е. присланных текстов на общую почту издательств без предварительного согласования с редактором, прорывались к печати единицы процентов. И уж там требования самые жёсткие, особенно для безвестных начинающих: жанровая принадлежность, соответствие сериям издательства, объём, стилистика и качество текста. Сейчас привлекательность дебюта в бумажном издательстве резко обвалилась, об этом чуть позже.

Поэтому создание рукописи по принципу «куда-нибудь да пристрою» не сулит успеха. Автор с самого начала должен понимать, через какой канал книга попадёт к читателю и каким требованиям ей нужно отвечать. Иначе всё закончится выкладкой на бесплатном самиздатовском кладбище книг либо, что ещё хуже, выпуском печатной книги за свой счёт, когда не только не заработал, но и потратился.

Движение без чётко определённой цели практически наверняка приводит к непопаданию в любую из возможных целей, это касается не только литературы.

Ноябрь 2024 г.

Все публикации в помощь писателю здесь: http://www.oo-spb.by/index.php?id=6238  

 

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале Союз писателей Беларуси