Детектив родился! «Кранаючы неба рукамі» Натальи Хмелевской как образец современного детектива


«Кранаючы неба рукамі» Натальи Хмелевской как образец современного детектива

19.03.2018                                 Новости


Легко ли сейчас писать детективы? Посмотришь на полки книг, заваленные детективными романами, – и мелькнёт мысль: а ведь вполне легко! Всего-то нужно – найти пару персонажей, сплести незамысловатую интригу, создать пару ложных ответвлений сюжета, чтобы никто не догадался, что убийца-то – дворецкий… И вуаля – новое творение готово к употреблению. И вот теперь-то нужно задать другой вопрос: а легко ли писать качественные детективы? И получается, что нет, нелегко. Потому что этот жанр так стремительно развивался, имеет столько ответвлений, в нем пробовали себя столько блестящих авторов… Внести что-то новое, занять новую нишу действительно непросто.

Однако Наталья Хмелевская за этот жанр взялась с бесстрашием, душой и воображением, и… вы слышите эту странную тишь, в которой где-то далеко напевает скрипка Холмса? Детектив родился!

Если точнее – то не детектив, а детективный роман «Кранаючы неба рукамі». И если еще точнее – пожалуй, с традициями Конан-Дойля общего в тексте все же не обнаруживается. Зато обнаруживается традиция классического детектива Агаты Кристи: это психологизм, интеллектуальность, умение отыскать «чертей в тихом омуте» то есть, сильные страсти и интересные взаимоотношения в маленьком городке… Интересная интрига с раскрытием персонажей (разнообразных персонажей!). И еще раз – психологизм. Как и почти все тексты, выполненные в традиции психологического романа, произведение Натальи Хмелевской не отличается бешеной динамикой сюжета, в нем нет многими любимого экшна, погони, выстрелов, драк… Ценность книги не в этом. Она в том, чтобы постепенно высветить стороны человеческой натуры, показать ее через разговоры и воспоминания, заставить читателя поломать голову над интригой: так кто же из персонажей лжет?

Сама основа сюжета может показаться вполне простой: во время конкурса красоты в маленьком городке умирает одна из финалисток конкурса. Разумеется, ее смерти могли желать и другие финалистки, и просто всякие-разные невыясненные персоны с глубоко запрятанными личными мотивами. Так как же обнаружить злодея или злодейку? И вот тут автор блестяще усложняет задачу для следователя: а что, если за расследование возьмется непрофессионал; а что, если расследовать он будет через десять лет после трагедии, когда у всех участников конкурса уже совершенно другая жизнь, а воспоминания о смерти девушки уже частично стерлись? Перед такой задачей мог бы спасовать и маститый детектив. И то, что за нее берется герой романа, уже многое говорит о нем как о человеке.

Вообще, галерея персонажей – одна из самых привлекательных черт произведения. Образы бывших участниц конкурса вышли яркими, сочными и колоритными – и в этих образах есть даже некий «социальный срез». Тут и преподаватель, и работница лаборатории, и секретарь, и девушка с «пониженной социальной ответственностью», и даже женщина с не совсем традиционной ориентацией! И все они – со своими историями, со своими характерами, мотивами, привычками, так что одну нельзя спутать с другой… да и второстепенные персонажи выписаны не менее четко. Отчасти потому, что автор не скупится на способы характеристики персонажей: мы узнаем о них и от них самих, и от их знакомых по конкурсу, мы слышим и сплетни, и строчки дневника жертвы... Общим для персонажей является, пожалуй, то, что почти все готовы помогать герою в его начинании. Но и это не выходит за логику произведения: собственно говоря, а почему не помочь? Но это-то и усложняет путь к разгадке: каждая участница приводит свои доводы, каждая высказывает свои личные впечатления, у каждой свое мнение – попробуй разберись в этом клубке женских мыслей!

К слову, сюжет не ограничивается только поисками убийцы. В довольно скромном по объему романе Наталья Хмелевская успевает не только полноценно психологически раскрыть персонажей, но и поднять немало острых вопросов. Это и семейные проблемы и взаимоотношения, и несоответствие душевных качеств положению в обществе, и желание молодыми людьми лучшей жизни, и любовные линии, и даже отношение к политическим конфликтам (на примере войны в Югославии, потому что именно на рубеже веков главный герой возвращается в Беларусь из Германии). Под прицелом внимания автора оказываются и мелкие бытовые вопросы (например, расписание транспорта), и национальный менталитет (причем, первое оригинально увязывается со вторым).

То, на что автору стоило обратить более пристальное внимание – это, возможно, небольшие анахронизмы. Так, война в Югославии проходила в 1999 – 2001 гг., но при этом в магазине, куда заходит герой, действует запрет на продажу спиртного после 22:00 (введенный в Беларуси гораздо позже 2001 г.) Объясняется это тем, что книга писалась с 2000 по 2013 годы, поэтому события из разных времен в тексте иногда смешиваются. Из-за того, что действия, очевидно, происходят именно на рубеже веков, начинают с некой иронией восприниматься и утопические рассуждения героя о свободе личности и возможностях для развития этой самой личности в Германии.

А то, на что стоит обратить внимание читателю, – это язык романа. Или, скорее, мова, потому что текст написан белорусским языком. Простым и образным, незамысловатым, но красочным, с отличными речевыми характеристиками участников, с описаниями природы, квартир, лиц, с лирическими размышлениями… Это тот самый стиль изложения, о котором можно сказать: точно под жанр, ни убавить, ни прибавить. Он не затрудняет понимание текста, но и не раздражает излишней простотой или банальностью.

Так сложно ли писать детективы или просто? Наверное, это не так уж и важно. Важно то, что однажды автор отбрасывает сомнения и берет в руки перо – так, как сделала Наталья Хмелевская. И открыв ее книгу «Кранаючы неба рукамі»,  читатель непременно услышит и шаги крадущегося злодея, и шелест дневника жертвы, и легкий цокот каблучков подозреваемых… Что это? Да просто детектив родился. Интеллектуальный, психологический, социальный. Белорусский детектив.

Елена КИСЕЛЬ