19.03.2018 Новости
Легко ли сейчас писать детективы? Посмотришь на полки книг, заваленные детективными романами, – и мелькнёт мысль: а ведь вполне легко! Всего-то нужно – найти пару персонажей, сплести незамысловатую интригу, создать пару ложных ответвлений сюжета, чтобы никто не догадался, что убийца-то – дворецкий… И вуаля – новое творение готово к употреблению. И вот теперь-то нужно задать другой вопрос: а легко ли писать качественные детективы? И получается, что нет, нелегко. Потому что этот жанр так стремительно развивался, имеет столько ответвлений, в нем пробовали себя столько блестящих авторов… Внести что-то новое, занять новую нишу действительно непросто.
Однако Наталья Хмелевская за этот жанр взялась с бесстрашием, душой и воображением, и… вы слышите эту странную тишь, в которой где-то далеко напевает скрипка Холмса? Детектив родился!
Если точнее – то не детектив, а детективный роман «Кранаючы неба рукамі». И если еще точнее – пожалуй, с традициями Конан-Дойля общего в тексте все же не обнаруживается. Зато обнаруживается традиция классического детектива Агаты Кристи: это психологизм, интеллектуальность, умение отыскать «чертей в тихом омуте» – то есть, сильные страсти и интересные взаимоотношения в маленьком городке… Интересная интрига с раскрытием персонажей (разнообразных персонажей!). И еще раз – психологизм. Как и почти все тексты, выполненные в традиции психологического романа, произведение Натальи Хмелевской не отличается бешеной динамикой сюжета, в нем нет многими любимого экшна, погони, выстрелов, драк… Ценность книги не в этом. Она в том, чтобы постепенно высветить стороны человеческой натуры, показать ее через разговоры и воспоминания, заставить читателя поломать голову над интригой: так кто же из персонажей лжет?
Сама основа сюжета может показаться вполне простой: во время конкурса красоты в маленьком городке умирает одна из финалисток конкурса. Разумеется, ее смерти могли желать и другие финалистки, и просто всякие-разные невыясненные персоны с глубоко запрятанными личными мотивами. Так как же обнаружить злодея или злодейку? И вот тут автор блестяще усложняет задачу для следователя: а что, если за расследование возьмется непрофессионал; а что, если расследовать он будет через десять лет после трагедии, когда у всех участников конкурса уже совершенно другая жизнь, а воспоминания о смерти девушки уже частично стерлись? Перед такой задачей мог бы спасовать и маститый детектив. И то, что за нее берется герой романа, уже многое говорит о нем как о человеке.
Вообще, галерея персонажей – одна из самых привлекательных черт произведения. Образы бывших участниц конкурса вышли яркими, сочными и колоритными – и в этих образах есть даже некий «социальный срез». Тут и преподаватель, и работница лаборатории, и секретарь, и девушка с «пониженной социальной ответственностью», и даже женщина с не совсем традиционной ориентацией! И все они – со своими историями, со своими характерами, мотивами, привычками, так что одну нельзя спутать с другой… да и второстепенные персонажи выписаны не менее четко. Отчасти потому, что автор не скупится на способы характеристики персонажей: мы узнаем о них и от них самих, и от их знакомых по конкурсу, мы слышим и сплетни, и строчки дневника жертвы... Общим для персонажей является, пожалуй, то, что почти все готовы помогать герою в его начинании. Но и это не выходит за логику произведения: собственно говоря, а почему не помочь? Но это-то и усложняет путь к разгадке: каждая участница приводит свои доводы, каждая высказывает свои личные впечатления, у каждой свое мнение – попробуй разберись в этом клубке женских мыслей!
К слову, сюжет не ограничивается только поисками убийцы. В довольно скромном по объему романе Наталья Хмелевская успевает не только полноценно психологически раскрыть персонажей, но и поднять немало острых вопросов. Это и семейные проблемы и взаимоотношения, и несоответствие душевных качеств положению в обществе, и желание молодыми людьми лучшей жизни, и любовные линии, и даже отношение к политическим конфликтам (на примере войны в Югославии, потому что именно на рубеже веков главный герой возвращается в Беларусь из Германии). Под прицелом внимания автора оказываются и мелкие бытовые вопросы (например, расписание транспорта), и национальный менталитет (причем, первое оригинально увязывается со вторым).
То, на что автору стоило обратить более пристальное внимание – это, возможно, небольшие анахронизмы. Так, война в Югославии проходила в 1999 – 2001 гг., но при этом в магазине, куда заходит герой, действует запрет на продажу спиртного после 22:00 (введенный в Беларуси гораздо позже 2001 г.) Объясняется это тем, что книга писалась с 2000 по 2013 годы, поэтому события из разных времен в тексте иногда смешиваются. Из-за того, что действия, очевидно, происходят именно на рубеже веков, начинают с некой иронией восприниматься и утопические рассуждения героя о свободе личности и возможностях для развития этой самой личности в Германии.
А то, на что стоит обратить внимание читателю, – это язык романа. Или, скорее, мова, потому что текст написан белорусским языком. Простым и образным, незамысловатым, но красочным, с отличными речевыми характеристиками участников, с описаниями природы, квартир, лиц, с лирическими размышлениями… Это тот самый стиль изложения, о котором можно сказать: точно под жанр, ни убавить, ни прибавить. Он не затрудняет понимание текста, но и не раздражает излишней простотой или банальностью.
Так сложно ли писать детективы или просто? Наверное, это не так уж и важно. Важно то, что однажды автор отбрасывает сомнения и берет в руки перо – так, как сделала Наталья Хмелевская. И открыв ее книгу «Кранаючы неба рукамі», – читатель непременно услышит и шаги крадущегося злодея, и шелест дневника жертвы, и легкий цокот каблучков подозреваемых… Что это? Да просто детектив родился. Интеллектуальный, психологический, социальный. Белорусский детектив.
Елена КИСЕЛЬ